Школьная травля: причины и разрешение конфликта
Нередким явлением в школе является травля, которая в психологии носит название "буллинг". Травля характеризуется длительностью (может продолжаться на протяжении всего обучения в школе), коллективностью (на одного ученика может ополчиться весь класс или группа одноклассников), установкой на разрушение личности (зачастую у жертв травли появляются патологические изменения психики, образа мыслей и характера в целом). Кроме того, нередко буллинг можно встретить не только со стороны одноклассников, но и со стороны учителя. Например, преподаватель позволяет себе насмехаться над учеником, систематически издеваться над ним, выставляя на посмешище перед классом.
Травля – серьезная проблема в школьной среде, которую следует решать комплексно, то есть, должны быть задействованы не только учителя, но и родители, а также школьная администрация (директор, завуч, социальный педагог) и, обязательно, психолог. К сожалению, не во всех школах есть свой психолог, действительно специалист, который поможет разобраться в ситуации. Поэтому родителям рекомендуется не рассматривать учебные заведения для своего ребёнка, в которых вообще нет психолога.
Этапы формирования ситуации травли
Буллинг формируется поэтапно, и каждую его стадию узнать достаточно просто:
1) В классе появляется лидер (зачастую это вовсе не тот человек, на которого стоит равняться), вокруг лидера формируется группировка.
2) Лидер и его сторонники выбирают жертву. Как правило, жертвой становится ребёнок, чем-то отличающийся от других ребят.
3) Происходят периодические стычки, но они носят не частый характер и, как правило, представляют собой словесные оскорбления.
4) Стычки происходят чаще, другие ребята в классе прекращают общаться с жертвой, или тоже начинают презирать её. Так ребёнок становится изгоем и статус жертвы прочно закрепляется в его сознании и в представлении всех остальных.
5) Ребёнок становится замкнутым, начинает думать, что он действительно "не такой", укоряет себя за это. На этом этапе меняется психика ребёнка, могут появляться суицидальные мысли.
До 3 этапа травлю ещё можно прекратить, и в этом первостепенна роль учителя, поскольку именно он взаимодействует с учениками и не может не увидеть их отношения друг с другом. Классный руководитель может проводит. Внеклассные мероприятия, объединяющие класс. Например, интерактивная, командная игра или совместный поход в кино или театр поможет объединить ребят. Можно позаимствовать опыт отечественного педагога Макаренко, который, работая в исправительной колонии для несовершеннолетних заметил объединяющую силу совместного труда. Так, можно вывести класс на субботник или совместное дежурство по классу, например. Если же изгой отличается какими-то специфическими чертами, например, смуглым цветом кожи, можно провести классный час и рассказать про успешных смуглокожих людей, которые стали иконой стиля.
Действия по разрешению конфликта
Однако если ситуация буллинга уже сформировалась, то следует задействовать всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, директора, завуча, социального педагога и психолога. В обязанность учителей должно входить наблюдение за классом, фиксация поведения учеников, разрешение конфликтных ситуаций и давать изгою самореализовываться в учебе: вызывать к доске на тот материал, который он знает, непременно хвалить за хороший результат. Школьный психолог должен регулярно проводить беседы с классом, объединяющие игры, анкетирование для отслеживания изменений. От родителей требуется лояльность, умение признавать ошибки своих детей, готовность взаимодействовать с преподавателем и проводить беседы со своими детей. При этом родительская поддержка нужна не только жертве, но и её обидчикам. От школьной администрации ожидается объективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, донесение информации до родителей, организация бесед родителей, детей и учителей. К сожалению, не всегда удаётся ликвидировать буллинг: иногда ситуация непоправима, и ребёнка лучше перевести в другую школу.
Травля – опасное и сложное явление, которое потребует от всех участников образовательного процесса готовности к активному взаимодействию друг с другом, признания собственных ошибок и длительной, напряженной борьбы.
Комментарии (5)