Школьная травля: причины и разрешение конфликта

Нередким явлением в школе является травля, которая в психологии носит название "буллинг". Травля характеризуется длительностью (может продолжаться на протяжении всего обучения в школе), коллективностью (на одного ученика может ополчиться весь класс или группа одноклассников), установкой на разрушение личности (зачастую у жертв травли появляются патологические изменения психики, образа мыслей и характера в целом). Кроме того, нередко буллинг можно встретить не только со стороны одноклассников, но и со стороны учителя. Например, преподаватель позволяет себе насмехаться над учеником, систематически издеваться над ним, выставляя на посмешище перед классом.


Травля – серьезная проблема в школьной среде, которую следует решать комплексно, то есть, должны быть задействованы не только учителя, но и родители, а также школьная администрация (директор, завуч, социальный педагог) и, обязательно, психолог. К сожалению, не во всех школах есть свой психолог, действительно специалист, который поможет разобраться в ситуации. Поэтому родителям рекомендуется не рассматривать учебные заведения для своего ребёнка, в которых вообще нет психолога.

Этапы формирования ситуации травли

Буллинг формируется поэтапно, и каждую его стадию узнать достаточно просто:
1) В классе появляется лидер (зачастую это вовсе не тот человек, на которого стоит равняться), вокруг лидера формируется группировка.
2) Лидер и его сторонники выбирают жертву. Как правило, жертвой становится ребёнок, чем-то отличающийся от других ребят.
3) Происходят периодические стычки, но они носят не частый характер и, как правило, представляют собой словесные оскорбления.
4) Стычки происходят чаще, другие ребята в классе прекращают общаться с жертвой, или тоже начинают презирать её. Так ребёнок становится изгоем и статус жертвы прочно закрепляется в его сознании и в представлении всех остальных.
5) Ребёнок становится замкнутым, начинает думать, что он действительно "не такой", укоряет себя за это. На этом этапе меняется психика ребёнка, могут появляться суицидальные мысли.

До 3 этапа травлю ещё можно прекратить, и в этом первостепенна роль учителя, поскольку именно он взаимодействует с учениками и не может не увидеть их отношения друг с другом. Классный руководитель может проводит. Внеклассные мероприятия, объединяющие класс. Например, интерактивная, командная игра или совместный поход в кино или театр поможет объединить ребят. Можно позаимствовать опыт отечественного педагога Макаренко, который, работая в исправительной колонии для несовершеннолетних заметил объединяющую силу совместного труда. Так, можно вывести класс на субботник или совместное дежурство по классу, например. Если же изгой отличается какими-то специфическими чертами, например, смуглым цветом кожи, можно провести классный час и рассказать про успешных смуглокожих людей, которые стали иконой стиля.

Действия по разрешению конфликта

Однако если ситуация буллинга уже сформировалась, то следует задействовать всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, директора, завуча, социального педагога и психолога. В обязанность учителей должно входить наблюдение за классом, фиксация поведения учеников, разрешение конфликтных ситуаций и давать изгою самореализовываться в учебе: вызывать к доске на тот материал, который он знает, непременно хвалить за хороший результат. Школьный психолог должен регулярно проводить беседы с классом, объединяющие игры, анкетирование для отслеживания изменений. От родителей требуется лояльность, умение признавать ошибки своих детей, готовность взаимодействовать с преподавателем и проводить беседы со своими детей. При этом родительская поддержка нужна не только жертве, но и её обидчикам. От школьной администрации ожидается объективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, донесение информации до родителей, организация бесед родителей, детей и учителей. К сожалению, не всегда удаётся ликвидировать буллинг: иногда ситуация непоправима, и ребёнка лучше перевести в другую школу.

Травля – опасное и сложное явление, которое потребует от всех участников образовательного процесса готовности к активному взаимодействию друг с другом, признания собственных ошибок и длительной, напряженной борьбы.

Комментарии (5)

  • Sohm40
    Sohm40
    У меня о школе самые неприятные воспоминания. Практически все не только издевались надо мной, включая и учителей, но и избивали, каждый раз находя новые поводы для избиений. Я сейчас на пенсии, но до сих пор ненавижу этих малолетних ублюдков, которые издевались надо мной потому, что я плохо слышу. Школьных друзей у меня нет, как и вообще друзей. Я давно пришел к выводу,что лучше всего жить без друзей. Давно были друзья по музыкальной школе, но они все уехали в США еще в 70-е годы. И я бы уехал, но я русский, а в те времена выпускали из страны только евреев.
    Ответить
  • Виктор
    Виктор
    Цитата: Sohm40
    У меня о школе самые неприятные воспоминания. Практически все не только издевались надо мной, включая и учителей, но и избивали, каждый раз находя новые поводы для избиений. Я сейчас на пенсии, но до сих пор ненавижу этих малолетних ублюдков, которые издевались надо мной потому, что я плохо слышу. Школьных друзей у меня нет, как и вообще друзей. Я давно пришел к выводу,что лучше всего жить без друзей. Давно были друзья по музыкальной школе, но они все уехали в США еще в 70-е годы. И я бы уехал, но я русский, а в те времена выпускали из страны только евреев.

    Дети виноваты конечно, но здесь главный фактор - учителя. Они наблюдали и были в курсе происходящего, но ничего не предприняли. Поверьте, скорее всего эти дети сейчас жалеют и о своих поступках! А те, кто не жалеют, находятся в ужасном положении хотя бы в психологическом плане. У вас же должна быть развита высокий уровень эмпатии, поверьте вы в выигрыше с этой ситуации. Что нас не убивает - делает нас сильнее!
    Ответить
  • pruxasorik
    pruxasorik
    В качестве противодействия псевдоавторитету есть лишь грубая физическая сила, если ее нет, значит надо брать в руки оружие, для школьника реально взять в руки холодное оружие и привыкать к тому, что жизнь сурова, но справедлива. Однажды поставив обидчиков на место, личность ощутит себе мужчиной.
    Ответить
  • lydmila23021955
    Моего брата в школе дразнили рыжим и жиртрестом и к тому же он с детсада был выше всех богатырь . Перейдя в 5 класс одному из дотошных обидчиков сломал руку... ненароШно.Поставили на учет в ком. мил. ,но ни кто уже не дразнил. А я в свое время в ответ на дразнилки и дергание за волосы ,на перемене отмахнулась от одноклассника ,он упал и о чугунную батарею разбил голову.. вызывали родителей к директору ,но дразнить перестали и дружила с ребятами ,они даже делились своими секретами влюбляясь в девочек ). А лет через 30 встретилась случайно с одноклассником ,узнала что был влюблён в меня,но боялся признаться )))
    Ответить
  • alla_dubinina
    alla_dubinina
    Чем дальше в лес тем злее партизаны. А ведь при внимательном учителе все это можно было б пресечь в зародыше.
    Ответить
Оставить комментарий