Какие подвиги в годы Великой Отечественной войны совершали советские штрафники

Какие подвиги в годы Великой Отечественной войны совершали советские штрафники
Штрафные батальоны и роты Советского Союза – одна из тех вещей, о которой стало неожиданно модно говорить, начиная с «Перестройки». Творцы всех мастей от создателей «Гу-га» до «Штрафбата» и «Утомленных солнцем» бросились изобличать еще одно уродливое «порождение тоталитарной системы». Однако, в одном со всеми этим людьми можно согласиться совершенно точно: советские штрафники действительно заслуживают того, чтобы о них говорили.



Штрафников бросали на самые сложные участки. |Фото: Twitter.

Штрафников бросали на самые сложные участки. |Фото: Twitter.



Вопреки популярному заблуждению, штрафные подразделения были отнюдь не советским и даже не немецким изобретением. В том или ином виде подобная практика была известна людям как минимум с XVIII века, расцвета полноценных регулярных армий. Тем не менее, свое наиболее узнаваемое оформление штрафные формирования приобрели только в XX веке в годы Первой мировой войны. В дальнейшем к данной практике прибегала любая активно воюющая армия. Исключением не стала и РККА в годы Второй мировой войны. Причем в Советском Союзе штрафные роты и батальоны появились только в 1942 году. Первая рота была сформирована в составе 42-ой армии Ленинградского фронта 25 июля. Через 3 дня официально вышел приказ №227 «Ни шагу назад», который официально ввел в РККА штрафные подразделения.

Самый большой и кощунственный миф в отношении штрафников сводится к тому, что они были пушечным мясом, которое подобно безумному безмозглому скоту комиссары гнали на убой на немецкие пулеметы. Истина в том, что штрафников действительно бросали на самые тяжелые участки фронта, однако это отнюдь не делало их «пушечным мясом». В конечном итоге в штрафных подразделениях служили все те же красные солдаты и командиры, пускай и нарушившие воинскую дисциплину и уголовный кодекс СССР. Многие штрафники в последствии возвращались в линейные части по выслуге срока, по ранению или за боевое отличие.

Многие возвращались в линейные части. |Фото: m.ok.ru.

Многие возвращались в линейные части. |Фото: m.ok.ru.



Можно приводить множество аргументов и примеров доказывающих, что «пушечное мясо» и «броски на самые тяжелые участки» — это не одно и то же. Однако, куда лучше просто задать вопрос: если штрафники в СССР были пушечным мясом, гонимым на убой, то что мешало людям с оружием в руках и поднять бунт или просто перейти на сторону немцев, сдавшись в плен в ходе первой же атаки? В действительно вопрос риторический. Штрафные роты, по сути, были линейными частями. Штрафные батальоны приравнивались к ударным и гвардейским частям. В первые попадали солдаты. Во вторые – офицеры. Советские штрафники воевали доблестно и даже находясь в статусе армейских преступников и нарушителей дисциплины совершили множество подвигов: вот лишь некоторые из них.

Подвиг 65-й штрафной роты



Шли ожесточенные бои. |Фото: waralbum.ru.

Шли ожесточенные бои. |Фото: waralbum.ru.



14 декабря 1943 года 65-я отдельная штрафная рота совместно с учебным батальоном 72-й гвардейской стрелковой дивизии действовала на территории Украины у поселка Сотнинский Хутор. В ходе столкновения с фашистами группа из 15 штрафников оказалась отрезанной от основных сил. Тогда красноармейцы-штрафники заняли выгодную позицию и на протяжении 3 суток сковывали действия вермахта, не позволяя ему развить наступление. 18 декабря красная армия пошла в атаку. За время боев погибло 5 из 15 штрафников. Несмотря на неудачу контрнаступления, основные силы смогли соединиться с выжившими из штрафной роты. По итогам боев у Сотнинского Хутора 30 бойцов из 65-й роты было переведено обратно в линейные части. Пятерых погибших штрафников оборонявшихся 3 суток вернули в действующую армию посмертно наградив орденами Отечественной войны I и II степени.

Подвиг 614-й штрафной роты



Это было тяжелейшим сражением. |Фото: 123ru.net.

Это было тяжелейшим сражением. |Фото: 123ru.net.



В 1944 году под Мурманском шли тяжелейшие бои. Немцы основательно укрепились в регионе и выковыривать их было крайне сложно. 10 октября РККА начала масштабное наступление. Перед войсками стояла задача сломать немецкую оборону на хребте Муста-Тунтури – одном из немногих мест, где линия фронта не менялась на протяжении всей войны. 614-й отдельной штрафной роте Северного флота, приведенной по численности к штрафному батальону (750 человек) было поручено отвлекать противника от действий основных сил, сковывая вермахт напряженным боем на своем направлении.

Штрафники штурмовали немецкие укрепления на скалах. В ходе атаки подразделение потеряло до 70% личного состава убитыми и раненными. В ходе этого боя было отмечено несколько десятков случаев, когда штрафники закрывали своим телами амбразуры немецких дотов. Такой же подвиг совершил и один из сержантов роты – командир взвода Александр Данильченко, который штрафником не являлся. Подвиг штрафников позволил основным силам выполнить поставленную задачу.

Подвиг 123-й штрафной роты



Штрафники выполнили задачу. |Фото: ru.rbth.com.

Штрафники выполнили задачу. |Фото: ru.rbth.com.



14 января 1945 года во время освобождения Польши в ходе боев у реки Пилица 123-й отельной штрафной роте под командованием капитана Зии Буниятова было поручено взять, удержать и не подпустить подрыва важного моста. Штрафники преодолели немецкую оборону и взяли мост, после чего удерживали его несколько суток до подхода основных сил. Немцы пытались отчаянно вернуть важный объект инфраструктуры.

В ходе боев рота Буниятова потеряла убитыми и ранеными до 90% личного состава. Из 670 бойцов подразделения выжило только 47. Все уцелевшие штрафники были награждены орденами и переведены в состав линейных частей. Сам Буниятов был удостоен звания Героя Советского Союза. Подвиг штрафников на посту через Пилицу позволил основным силам прорвать немецкие позиции и выйти на оперативный простор между Вислой и Одером.

Подвиг Владимира Ермака



Лейтенант Владимир Ермак. |Фото: ntgia.ru.

Лейтенант Владимир Ермак. |Фото: ntgia.ru.



Лейтенант Владимир Ермак угораздил в штрафной батальон за преступную халатность. Во время чистки оружия Ермак не убедился, что оно не заряжено. В итоге был совершен непроизвольный выстрел, из-за которого погиб находившийся рядом красноармеец. 10 июля 1943 года был отправлен в штрафной батальон. Через 10 дней Владимир Ермак погиб: штрафник в ходе разведки боем под Ленинградом накрыл своим телом амбразуру немецкого дота, чем спас товарищей, позволив им отойти к своим позициям. Лейтенант Ермак был посмертно награжден орденом Красного Знамени. В начале 1944 года офицера посмертно приставили к званию Героя Советского Союза.

Памятник штрафникам под Брянском. ¦Фото: avchernov.ru.

Памятник штрафникам под Брянском. ¦Фото: avchernov.ru.



За годы Второй мировой войны через советские штрафные роты и батальоны прошло 428 тысяч красноармейцев, что составляет примерно 1.5% от всей численности людей, прошедших армию в войну. Несмотря на то, что штрафников было не так много, эти люди оставались советскими гражданами и бойцами Красной армии. Они сражались за Родину и совершали Подвиги. И хотя по идеологическим соображениям в Советском Союзе говорить о штрафниках было не слишком модно, Родина никогда не забывала своих отважных, пускай и блудных сынов.

Под Брянском есть братская могила, одна из тех, ничем не примечательных братских могил с красной звездой и мраморной доской. На доске выбито 56 имен. Это бойцы 54-й отдельной штрафной роты 11 армии погибших смертью храбрых во время боев за освобождение Брянска 12-15 сентября 1943 года.


Источник »

Комментарии (2)

  • valera4609
    valera4609
    Вечная вам слава, ребята...
    Ответить
  • nur-men-77
    nur-men-77
    Надо историю про наших ребят передавать своим детям и чтобы они знали как их прадеды погибали за мир над нашими головами
    Ответить
Оставить комментарий