Становление русской армии и флота

Становление русской армии и флота

Зотов только научил царевича писать, читать и первым азам арифметики. Занимаясь в Преображенском селе с потешными солдатами, Пётр понял, что для военной науки ему не хватает знаний. 

Учение у Тиммермана

Князь Долгорукий рассказал будущему императору о приборе, которым можно измерять расстояние, не доходя до места. Царевич попросил привести ему этот прибор из Франции, куда князь отправлялся послом. Астролябию Петру привезли, но не было человека, который мог бы научить царевича пользоваться инструментом. Сохранились тетрадки, в которых царевич решал задачи на умножение с ошибками.
Под руководством Тиммермана царевич изучал математику, арифметику, артиллерию, овладел астролябией, изучал строение крепостей. С Тиммерманом царевич осматривал амбары деда Никиты Ивановича Романова и нашёл старый английский бот. Он вызвал желание у царевича построить флотилию на Переяславском озере, а затем под Архангельском. Но ещё раньше Пётру привезли из из Оружейной казны модели кораблей, которые сохранились от постройки «Орла» на Оке.
Петра не знакомили с политическими и нравственными понятиями, об обязанностях государя, его заботе о своих подданных. Он боролся с сестрой и Милославскими, ненавидел стрельцов, бояр, духовенство и староверов. Вместо них он заботился о пушках, солдатах, судах.

Правление царицы Натальи

Царевна Софья вместе с любовником Шакловитым устроили новый стрелецкий против царевича и мачехи. В августе 1689 года Пётра внезапно разбудили. Он поскакал на коне к Троице, оставив мать и беременную жену. Но бунт не получился. Софью заточили в монастырь, а царями объявили Ивана и Петра. Но царица Наталья, как утверждал князь Курагин, была ума недалёкого, поэтому вместо её страной правили трое. Это был князь Б. А. Голицын, умный и образованный человек, хотя он много пил. Вторым был брат царицы Лев Нарышкин, а третьим Тихон Стрешнев. Боярская дума во всём подчинялась им. Это очень не нравилось знатному князю Курагину. Женитьба Петра привела ко двору около 30 человек – родственников жены. Их встретили не ласково. Оттого во дворце часто были ссоры и скандалы.

Окружение Петра

Иван был царём для церемоний, а Пётра правительственные и общественные дела его не интересовали. Он продолжал учиться и учить своих солдат военному мастерству. Из Немецкой слободы он вызвал офицеров и генералов, чтобы они обучали строевому шагу и артиллерии солдат. Рядом с бомбардиром Меньшиковым, которые с трудом подписывал своё имя и фамилию, стал Лефорт, приехавший в Москву в поисках счастья. Он был не немного образованнее Меньшикова, но был весёлым и жизнерадостным человеком, мог много пить, устроить вечер с танцами, дамами и музыкой. В окружение царя часто бывал и генерал Патрик Гордон. Пётр часто обедает и ужинает в Немецкой слободке, там же часто напивается, но на другой день идёт на работу, словно ничего и не было. Он редко обедает у матери, ещё реже ночует дома. Царь всё время устраивает большие сражениям, где ранили и даже убивали солдат.

Значение потех

До 24 лет Пётр учил солдат и учился сам военной науке. Детская забава постепенно приобретала характер военных действий. Потешные превращались в боеспособные регулярные войска, которыми командовали ещё иностранцы. Во флотилии на Переяславском озере появлялась армия и будущий флот. На берегу реки Москвы были проведены маневры, продолжавшиеся три недели и проводившиеся по плану Гордона. Там участвовали почти 30 тысяч человек, где ранили 50 и убили 24 солдата. Эти учения, которые даже Пётр считал игрой, помогли русским в походах на Азов в 1695-1696 годах. При взятии Азова большое значение имела артиллерия и флот, который за одну зиму построили на реке Воронеж под руководством царя. Знания для постройки судов он получил на Переяславкой верфи.

Комментарии (1)

  • bvb14
    bvb14
    Грамотность отсутствует полностью!
    Ответить
Оставить комментарий