Теология: философия прошлого или будущего?

Религиозное мировоззрение развивалось параллельно с метафизическим и значительно обогатила философские разделы этики, эстетики, логики, онтологии и многие другие. Религиозная составляющая социальной действительности не позволяет, вопреки утверждением многих общественных деятелей, также как и философов и социологов, утверждать, что теология не имеет перспектив в будущем.
Познание божественного присутствовало и на мифологическом этапе развития человечества и позже.
В рамках религиозной философии авраамических религий, наиболее видным мыслителем был Фома Аквинский, с ним связываются концептуальные основы средневековой философии.
Его заслуга заключалась в том, что он старался использовать эмпирический методы для обоснования сути божественного.
Если Аврелий Августин говорил: «верую, потому что нелепо», тем самым установив соотношение между знанием и верой, где вера не требует доказательств, то Фома Аквинский постарался сформулировать доказательства существования Бога.
В его знаменитые пять путей входят очевидные утверждения, которым придается логическое осмысление.
Еще до Фомы Аквинского, Ансельм Кентерберийский, менее известный мыслитель раннего Средневековья, также пытался найти онтологические доказательства существования Бога. Если бы Бог существовал только в воображении, он уже не был бы Богом, поэтому он существует и в реальности.
Исходя из утверждения Вольтера о том, что если бы Бога не было, то его надо было придумать, наводить на мысль о том, насколько существенно влияние теологии на понимании диалектики добра и зла.
На это обратил внимание древнегреческий мыслитель Эпикур, который сформулировал свою загадку – «загадку Эпикура». В общем виде ее можно сформулировать, разбив на несколько утверждений: первое – боги либо не могут, либо не хотят искоренить зло, которое существует в мире, второе – они либо бессильны, либо они являются злом, третье – если они зло, то они уже не боги.
Еще до Вольтера, знаменитый французский математик Блез Паскаль был близок в своей концепции к его формулировке, утверждая, что если даже предположить, что Бога нет, верить в него разумнее – так как вера в Бога приносит результат в форме праведной жизни.

Комментарии (1)

  • kilemar
    kilemar
    - "На это обратил внимание древнегреческий мыслитель Эпикур, который сформулировал свою загадку – «загадку Эпикура». В общем виде ее можно сформулировать, разбив на несколько утверждений: первое – боги либо не могут, либо не хотят искоренить зло, которое существует в мире, второе – они либо бессильны, либо они являются злом, третье – если они зло, то они уже не боги. "
    По этому поводу было метко сказано:
    "О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
    Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла."
    Евр 5:11-14
    То есть, лишь немногие познают, что, на самом деле, есть Добро и что есть Зло с точки зрения Цели Творения.
    Ответить
Оставить комментарий